Что такое усилитель для наушников, и зачем он нужен? Зачем нужен портативный усилитель для наушников? Количество балансных линейных стереовходов

C.E.C. HD53R Ver.8.0, Scythe KamaBay Amplifier SDA-1000, Behringer UB502, Audiotrak Dr.Dac2, Laconic LunchBox Pro, E-MU 1616m PCI, Audiotrak Prodigy7.1, Auzen X-Fi Prelude, Asus Xonar D2 и усилитель на базе AD815

Обычно на вопрос, нужен ли усилитель для наушников ответ зачастую утвердительный. Чего не хватает звуковым картам, и действительно ли усилитель всегда необходим? В этом сравнительном тестировании попробуем выяснить, насколько необходимы отдельные усилители при наличии звуковых карт. В тестировании приняли участие отдельные усилители разных типов — от транзисторного до лампового.

Краткое описание и субъективные впечатления от эксплуатации усилителей

C.E.C. HD53R Ver.8.0

  • Выходная мощность: наушники 1 Вт (6,5 В, 150 мА)
  • Выходная мощность: акустика 2 × 10 Вт (4 Ом)
  • Входы: балансные XLR, небалансные RCA
  • Выходы: наушники — 2 × Джек 6,3 мм; 2 x Джек 3,5 мм
  • Выходы: акустика нажимные клеммы
  • Размеры: 218 мм × 258 мм × 57 мм
  • Вес: 2,6 кг

Усилитель относится к категории "дорогих усилителей для наушников" т.е. Hi-End классу с точки зрения стоимости, имеет два независимых выхода, которые различаются количеством выходных транзисторов и работают в классе A. Согласно полученным замерам выходная мощность одинакова. Выход 1 работает только на усиление наушников, а Выход 2 как на усиление наушников, так и на АС.

По габаритам — это самый большой усилитель в тесте. Усилитель интересен еще тем, что имеет как обычные RCA входы, так и балансные XLR. Дополнительно есть выход на АС. Отдельно хочется сказать о клеммах для АС, клеммы используют пружинный механизм и очень удобны в эксплуатации против винтовых клемм. Подключение проводов происходит быстро и удобно.

Несмотря на высокую стоимость и Hi-End класс, по качеству работы возникают вопросы. Во первых вход слишком высокочувствителен, и если для RCA входов это еще можно понять, то при подключении к балансным XLR необходимо понижать громкость на выходе звукового интерфейса. К примеру у E-MU1616m при подключении к балансному входу пришлось переключить выходной сигнал на бытовой уровень и дополнительно понизить еще на 15 дБ. В противном случае уже при невысоком усилении возникали искажения на выходе усилителя.


Зависимость искажений при изменении входного уровня при выходном уровне 0,1 В

Вторая особенность, наиболее лучшие характеристики усилитель показывает только при выкручивании ручек громкости в максимум и регулировкой общей громкости непосредственно в звуковом интерфейсе. Это выражается в росте теретьей гармоники и не является критичным. Но помимо этого максимальная неискаженная выходная мощность так же возможна только при низком входном сигнале и выкрученными ручками громкости на максимум. К примеру, для нагрузки 50 Ом разница максимальной неискаженной мощности составила 58 мВт против 135 мВт. Если ростом третьей гармоники можно пренебречь, то потеря мощности для кого-то может стать критичной.

Еще из придирок — во время регулировки громкости наблюдается шорох, что часто наблюдается при использовании переменных резисторов среднего класса. Так, например в Laconic Lunch Box Pro используется переменный резистор от ALPS, специально, чтоб не было таких проблем. У производителя есть упоминание, что это нормальное для усилителя явление и дело в не резисторе. Регулировка громкости делается через ОС, и для исключения шороха усилитель необходимо подключать в розетку с заземлением. В тестовой лаборатории использовалось зануление и проблему шороха не решило. Это следует учесть тем, кто живет не в новостройках.


Зависимость искажений от нагрузки в 3,9 и 7,8 Ом для выхода на АС для 0,1 В

При подключении к АС усилитель работает довольно странно с высоким уровнем искажений. В спектре наблюдаются гармоники довольно высоких амплитуд, для третьей гармоники уровень составляет -30дБ, для гармоник высших порядков уровни от -60 до -80 дБ.

Возникло подозрение, что усилитель просто переключает выход на наушники на клеммы для АС, но замеры показали что на аналогичной нагрузке выход на наушники дает немного лучше результат. Возможно усилитель попался бракованным или это недоработка именно 8-ой версии. Владелец предоставленного C.E.C. попробовал прояснить ситуацию через тех. поддержку производителя по телефону, и получил ответ, что раз усилитель подключен к звуковой карте (то бишь к сомнительному с точки зрения качества источнику по аудиофильским меркам) то усилитель по определению хорошо работать не должен. Усилитель должен замечательно работать при подключении к стационарному Hi-End плееру. Владелец C.E.C. подключал усилитель к бытовым картам топ класса Auzen X-Fi Prelude и Asus Xonar D2. В тестовой лаборатории усилитель подключался к E-MU1616m и Dr.Dac2, устройствам, которые одни из лучших в своем классе и не имеют никаких специфичных проблем.

Независимо от того, какие были подключены АС, искажения у CEC прослушивались практически на любом материале и на любой громкости. Что любопытно, независимо от того, к какому входу было подключение у C.E.C. HD53R Ver.8.0 — к бытовому и балансному, требовалось значительное понижение сигнала с E-MU1616m, иначе один канал начинал шипеть, а после отключался. Лишь уменьшение уровня на 15~20 дБ возвращало работоспособность. Однако искажения никуда не пропадали. В режиме же работы усилителя как для наушников — таких проблем не было. Уровень выходной мощности для АС более чем скромный, и фактически выход на АС является неработоспособным. Для тех, кто подумывает о покупке C.E.C. HD53R Ver.8.0 и планирует подключать к нему какие-нибудь АС, стоит заранее договорится о money-back или о прослушивании при покупке. В качестве музыкального материала хорошо подойдут записи клавишных инструментов. В данном случае искажения прослушиваются наиболее явно.

Хочется отметить, что такая работа усилителя с большей вероятностью именно брак, т.к. по отзывам у других владельцев нареканий к выходу на АС претензий не было. Как совет, всегда все проверяйте, не надейтесь на то, что если покупаете дорогую вещь, то она будет на 100% адекватно работать.


График мощности C.E.C. HD53R Ver.8.0

Выходы для наушников дают более адекватные результаты, единственное замечание — это необходимость регулировать громкость до усилителя для получения максимальной выходной мощности.

Уровень мощности определялся только до момента роста гармоник высоких порядков. Выходная мощность довольно высокая, недостатка усиления даже с низкочувствительными наушниками не будет. В целом, можно считать, паспортные данные для выходного 1 Вт подтверждаются, полученная неискаженная мощность для 100 Ом порядка 0.9 Вт, и возможно при измерениях на большем количестве нагрузок получились бы и большие цифры.


Уровень искажений при 1 В на нагрузках 33, 50, 100 и 300 Ом

При выходном уровне в 1 В можно наблюдать лишь гармоники низших порядков, вторую, третью и пятую. Зависимость от нагрузки выражается в основном лишь на третьей гармонике. На высоких частотах видны лишние гармоники, однако это просто наводки. При увеличении громкости искажения нарастают плавно. Спектр говорит от о высоком качестве сигнала.


Уровни искажений при максимальных мощностях для нагрузок 33, 50, 100 и 300 Ом

В звучании стоит отметить высокий уровень качества, как с высокоомными, так и низкоомными наушниками и более чем достаточный запас по мощности.

Однако, учитывая стоимость усилителя, нельзя не отметить и недостатки, с которыми могут столкнуться пользователи. Тесты показали, что для полного счастья регулировать уровень сигнала надо до усилителя, т.к. если делать регулировку в микшере звуковой карты, то есть вероятность потерять качество сигнала, от просто снижения параметра сигнал/шум, до потери битности сигнала в зависимости от реализации регулировки громкости. Соответственно идеально использовать дополнительно предварительный усилитель с аналоговой регулировкой громкости (что оставит лишь проблему сигнал/шум). По большому счету придирка больше идеологическая, многие не заметят разницы изменения качества звука от положения ручки громкости, однако поклонникам концепции Hi-End это знание радости не принесет:).Scythe KamaBay Amplifier SDA-1000

Заявленные технические характеристики

  • Выходы: 2 канала на динамики, винтовые клеммы, 1 стерео канал на наушники, мини джек
  • Вход: RCA × 2
  • Цифровой усилитель YAMAHA YDA138(D-3)
  • Выходная мощность: 10 Вт × 2
  • Макс. эффективность: 88%
  • Сигнал/шум: 103 дБ
  • Усилитель для наушников: 50 мВт / 95 дБ
  • Питание: 12 В (4-конт. с ПК) или БП
  • Размеры: 152 × 113 × 41 мм
  • Вес: 480 г

Усилитель относится к бюджетной серии, выполнен на цифровом усилителе от Yamaha YDA138-E. Цифровые усилители используются преимущественно в малогабаритных усилителях, за счет относительно низкого тепловыделения. Минусом цифровых усилителей является субъективно невысокое качество звучания бюджетных моделей.

Усилитель может работать как с наушниками, так и внешними АС. Для наушников усилитель работает в классе AB. Передняя панель сменная, в комплекте поставляется дополнительная с альтернативной расцветкой. Из придирок к усилителю — усилитель рассчитан только на миниджек и разъем сделан в небольшом углублении так, что не всякий переходник можно воткнуть до конца.


График мощности Scythe KamaBay Amplifier SDA-1000

Уровень выходной мощности скромный, для высокоомных наушников выходное напряжение не превышает 1 В. Большинство звуковых карт даже с высоким выходным сопротивлением дают значения не ниже. С низкоомными наушниками мощность так же невелика.


В спектре можно наблюдать гармоники высших порядков, которые хоть и не высокой амплитуды, но тем не менее уже различимых на слух.

Сделать измерения выхода на АС не удалось, из-за особенности безфильтрового выхода наблюдался довольно сильный широкополосный шум, без нагрузки вольтметр показал 3.9 В rms, с нагрузкой 8 Ом шум снизился до 0,7 В. В такой плотности шума сделать точный замер хотя бы 1 В rms затруднительно. К счастью, при подключении к различным АС этот шум не слышен. Зато явно ощущается нехватка выходной мощности.

Различия в звучании оказались настолько явными, что DBT тест смог бы пройти даже "не в меру внушаемый аудиофил". Scythe на тихой громкости столь сильных искажений не выдает, однако запаса по выходной мощности у усилителя довольно мало. Основное различие между Scythe и LM3886 на громкости, где у Scythe нет больших искажений, можно отметить явные различия в панораме — общее звучание более объемно, и при этом все источники размыты, нет четкой локализации, в отличии от LM3886. Второе отличие — более акцентированы высокие частоты. К слову — аналогичные проблемы с локализацией прослушивались и у C.E.C. HD53R Ver.8.0. Это лишний раз показывает, что все параметры взаимосвязаны — если у усилителя много искажений, то пострадают и другие параметры. В целом интересно то, что искажения могут хорошо маскироваться на попсовой или электронной музыке, но в прямом сравнении с качественным усилителем ощущается изменения в панораме. По этой причине при выборе усилителя лучше не использовать такие жанры, можно легко не расслышать искажений и выбрать более объемно звучащий усилитель, который потом сильно разочарует.

Смысла брать такие усилители взамен активной акустики нет. У активной акустики зачастую гораздо мощнее и качественнее усилители. К слову, у "современных" Microlab Solo 6 штатный усилитель сможет поспорить даже с Hi-Fi усилителями средней мощности, а C.E.C. HD53R Ver.8.0 и Scythe KamaBay Amplifier SDA-1000 отстают как по качеству, так и по мощности. Максимум, на что хватит SDA-1000 — это тихое прослушивание музыки ночью, или на тихое фоновое звучание в офисе.

Фактически устройство больше похоже на моддерский девайс, где основной плюс — это удобство использования, эффектный внешний вид и зачастую избыточная функциональность. Впрочем, стоит не забывать и о скромной стоимости устройства.Behringer UB502

Заявленные технические характеристики

  • 5 симметричных линейных входов
  • Операционные усилители 4580
  • Основные выходы и выходы для наушников и стереомагнитофона
  • Магнитофонные входы, назначаемые на основной выход или наушники
  • Внешний импульсный блок питания

Микшер бюджетный, из преимуществ перед специализированными усилителями для наушников — может работать как дополнительный коммутационный блок между наушниками и внешними активными колонками с удобной регулировкой уровней громкости.


График мощности Behringer UB502

Максимальная выходная мощность около 150 мВт для 300 Ом. На низкоомной нагрузке искажения растут плавно.


Уровни искажений для максимальной мощности на нагрузках 33, 50, 100 и 300 Ом

Спектр искажений благоприятным назвать нельзя, т.к. есть гармоники высоких порядков. Однако при этом их уровень невысок, не выше 100 дБ, с преобладанием четных гармоник.

Звучание находится на хорошем уровне с достаточным запасом по громкости. Для своей цены качество на уровне. Audiotrak Dr.Dac2

Dr.Dac2 и представляет собой универсальное устройство, которое может работать как звуковой интерфейс (через USB), внешний ЦАП, предварительный усилитель для усилителя мощности и как усилитель для наушников.

Размеры устройства — самые скромные из участников. Усилитель отлично работает как низкоомной, так и высокоомной нагрузкой.


График мощности Audiotrak Dr.Dac2

Выхода на наушники два, различаются разной максимальной выходной мощностью. По качеству звучания различия не удалось обнаружить, ни субъективно, ни в объективных тестах. Уровень выходной мощности высокий, проблем не будет даже с низкоомными низкочувствительными наушниками.


Уровень искажений при 1 В на нагрузках 16, 50, и 300 Ом

Согласно замерам искажения мало зависят от нагрузки, лишь ниже 33 Ом можно наблюдать небольшой рост второй и третьей гармоники, а так же появления седьмой, девятой и одиннадцатой незначительных амплитуд. Гармоники высших порядков отсутствуют, это отличный результат, т.к. выше 1 В обычно требуется лишь малочувствительным наушникам. И при этом даже на более высокой выходной мощности искажения умеренные.

Качество звучания находится на очень высоком уровне. Dr.Dac2 показал одни из самых лучших результатов в данном тестировании.Laconic LunchBox Pro

Заявленные технические характеристики

  • Диапазон рабочих частот 10–100000 Гц
  • Коэф. усиления 16
  • Динамический диапазон (при нагрузке 250 Ом) не менее 100 дБ
  • Коэффииент гармоник менее 0,1%
  • Ном.входное сопротивление 0,25~2 В
  • Габариты 160×65×130 мм
  • Вес 1,3 кг

Ламповый усилитель, Pro версия означает использование отобранных ламп по их техническим параметрам. С учетом использования в ламповых усилителях ламп давнего выпуска, лишь небольшая часть сохранила свои паспортные характеристики в норме и именно эти лампы попадают в Pro версию.

Среди ламповых усилителей размеры достаточно компактные, во время работы корпус усилителя нагревается немного больше, чем остальные остальные участники, и не является критичным для эксплуатации.

Усилитель имеет два режима работы — с высокоомной нагрузкой и низкоомной.


Уровни искажений для максимальной мощности на нагрузках 33, 50 и 100 Ом для низкоимпедансного режима

С низкоомной нагрузкой выходная мощность невысокая, этот режим является всего лишь дополнительным. Уровень искажений вполне нормальный для лампового усилителя, но при этом уровень мощности на выходе мал. При дальнейшем повышении громкости начинается рост гармоник высоких порядков. Со слов производителя этот режим сделан лишь для универсальности.


Уровни искажений для нагрузки 300 Ом

На высокоомном выходе характер гармоник тот же, но меньшего уровня. На спектре показан как максимальный уровень до роста гармоник высоких порядков, так и уровень, который максимален для комфортного прослушивания HD650 (зеленый спектр). Как видно, уровень гармоник невысок, в спектре видны только вторая гармоника с уровнем -66 дБ, третья с уровнем 78 дБ и четвертая с уровнем -102 дБ. Гармоники низших порядков хорошо маскируются основным тоном и незаметны на слух.


График мощности Laconic LunchBox Pro

Есть мнение, что у ламповый усилитель должен давать теплое и мягкое звучание, а перегрузка незаметна или даже дает "приятные искажения". Ничего этого нет в Laconic Lunch Box Pro, по крайней мере в столь больших масштабах. При прослушивании Laconic в режиме неискаженной громкости отличить его от "транзисторных собратьев" совсем не просто. А когда дело доходит то перегрузки, то слышен аналогичный хрип, лишь с несколько меньшей резкостью. Ничего "приятного" во время перегрузки заметить не удалось.

В целом напрашивается вывод, что принципиальная разница в звучании между лампой и транзистором при грамотной реализации больше из области самовнушения, престижа или религиозных убеждений.

Дополнительно хочется отметить, что Laconic не перегружается от высокого сигнала на входе, к нему можно спокойно подключать профессиональные звуковые карты через обычные переходники без понижения сигнала до -10dBV. Для аудиофилов с высокоомными наушниками этот усилитель обязательно придется по душе. Довольно часто при использовании высококачественной профессиональной карты есть нарекания на излишнюю детализацию и резкость звучания. Как правило после прочтения форумов, где участниками пропагандируется что карты вроде E-MU1212m дают сухое, резкое и мониторное звучание, многие не знают, каким чудом с одной стороны оставить проф.карту, а с другой получить мягкое и живое звучание. Если Вы стали жертвой такого самообмана, то глядя на мягкое свечение ламп звук обретет нужную живость и теплоту:).E-MU 1616m PCI

Для бытового использования карта является довольно дорогостоящей по сравнению с внутренними решениями других производителей вроде Asus Xonar, Auzen X-Fi Prelude или X-Fi Elite Pro. Ее отличия от E-MU1212m PCI — это использование вместо внутренней дополнительной карты 0202, внешнего блока Microdock "m" с большим количеством каналов, микрофонными входами и выходом для наушников. Специфика интерфейса как профессионального, выражается в очень неудобной панели управления для домашнего использования. И разумеется в блоке много "лишнего", в виде многоканальных ADAT входов/выходов, микрофонных входов с фантомным питанием 48 В. Если рассматривать разницу между E-MU1212m PCI и 1616m PCI только в добавлении усилителя для наушников, то стоимость Мicrodock как усилителя получается равной $300.


График мощности E-MU 1616m PCI

Уровень выходной мощности средний, на низкоомной нагрузке при увеличении выходной мощности искажения растут плавно.

На нагрузке с малым сопротивлением есть рост искажений, но нет явной перегрузки (которая соответствует хрипящему звучанию). Мощность как видно довольно низкая. Т.е. с низкоомными и низкочувствительными наушниками явного хрипа может и быть, но вот качество будет невысокое.

На нагрузке от 100 до 300 Ом видно что, ручка громкости еще не дошла до максимума, а усилитель уже ушел в перегрузку. Но справедливости ради, на высокоомной нагрузке мощность вполне приемлемая для большинства наушников. Выше 300 Ом уже перегрузка усилителя невозможна.


Уровни искажений для максимальной мощности на нагрузках 33, 50, 100 и 300 Ом

К выходу практически нет нареканий, качество отличное. Единственное, только для низкоомных наушников с низкой чувствительностью может не хватить громкости и качества.

Основное заблуждение аудиофилов в том, что считается, что в наушниках многие музыканты делают музыку и соответственно качество усилителя для наушников обязано быть отличным. На деле в наушниках лишь делают черновую работу. По этой причине производители зачастую делают выход на наушники "чтоб был", а E-MU1616m тот случай, когда усилитель для наушников среди подобных карт один из лучших. У владельцев высокоомных наушников никаких нареканий к качеству усилителя не возникнет.Audiotrak Prodigy7.1

В качестве буфера на наушники используются RC4580.


График мощности Asus Xonar D2

В целом, уровень выходной мощности скромный.


Уровни искажений для максимальной мощности на нагрузках 33, 50, 100 и 300 Ом

Из-за низкого выходного сигнала (и соответственно невысокого соотношения сигнал/шум) нельзя рассмотреть гармоники. Можно лишь сказать, что если они и есть, то весьма незначительного уровня на всех нагрузках.

В непосредственном сравнении с Auzen X-Fi Prelude качество выхода на наушники немного ниже, так же немного ниже и выходная мощность, при равной громкости в HD650 у Auzen регулятор уровня установлен на 92%. В сравнении с E-MU1616m можно отметить существенную разницу в выходной мощности, для HD650 это -12 дБ, для Fostex T50RP — 18 дБ. Усилитель на базе AD815

В тесте дополнительно принял участие самодельный образец на ОУ AD815.

Внешний вид усилителя не претендует на какие-то изыски, т.к. усилитель делался просто для себя. Питание организовано от собственного аккумулятора.

Ориентировочно стоимость такого усилителя, сделанного своими силами не превышает $100.


График мощности усилителя на базе AD815

Усилитель развивает мощность выше средней, до 272 мВт на 33 Ом.


Уровни искажений для максимальной мощности на нагрузках 33, 50, 100 и 300 Ом

Характер искажений не меняется при снижении мощности, так же доминируют четные гармоники. Четные гармоники лучше маскируются на слух и их наличие не так критично, как например нечетных у Prodigy7.1. В целом характер искажений благоприятный.

Субъективно качество звучания на высоком уровне через HD650. C изодинамическими наушниками Fostex T50RP усилитель не смог работать и при их подключении самовозбуждался. C другими низкоомными динамическими наушниками проблем не было.

Дополнительно

В сравнительном тестировании описаны модели, которые были одновременно у автора. Включение моделей, которые были до или после тестирования не были включены в описание, но можно дополнительно ознакомится с результами E-MU 1616m vs Prodigy HD2 Gold vs X-Fi XtremeMusic.

Субъективно при прямом сравнении в наушниках Fostex T50RP (изодинамические наушники, 50 Ом) X-Fi XM отстает от Prodigy HD2 Gold и E-MU 1616m как на тестовых треках с простыми тестовыми сигналами, так и со сложными. Это вполне можно связать с объективными измерениями в виде спектров THD и Мультитона. Prodigy HD2 Gold превосходит по уровню громкости X-Fi XM и E-MU 1616m, но при этом нельзя казать, что у X-Fi и E-MU 1616m запаса по мощности нет. При этом с другими наушниками запаса по мощности может и не хватить. Субъективно разница звучания между Prodigy HD2 Gold и E-MU 1616m в нюансах, за E-MU1616m можно отметить чуть более разборчивую передачу реверберации, однако различие незначительное.

Итоги

По итогам можно отметить, что звуковые карты без опций отдельного усилителя для наушников могут обеспечить высокое качество, но при весьма скромной мощности. Prodigy7.1 со встроенным усилителем решает проблему низкой выходной мощности, но не решает проблему максимального качества. E-MU1616m обладает хорошим усилителем для наушников, но без особых чудес, не самые низкие искажения на низкоомной нагрузке и мощности может хватить не всем наушникам.

Среди отдельных усилителей лидирующее место хочется отдать Dr.Dac2, как усилителю, отлично справляющийся как с низкоомной, так и высокоомной нагрузкой. C.E.C. мог бы оспорить это место, но ряд странностей на грани брака и высокой стоимости ставит под сомнение оправданность такой покупки. Возможно в других партиях замеченных проблем нет, и высокую стоимость сможет оправдать дополнительный выход на АС, но как просто усилитель для наушников аппарат получается дороговатым. Laconic LunchBox Pro уверенно выдержал тесты, и находится на уровне с Dr.Dac2, но только по отношению к высоокоомной нагрузке. Самодельный усилитель мог бы оспорить лидирующее место с Dr.Dac2, но подкачала несовместимость с изодинамическими наушниками. Бюджетный микшер UB502 дает в целом хорошее качество и высокую мощность, а вот KamaBay достается последнее место, с точки зрения как усилителя для наушников, т.к. нет ни выдающегося качества звучания по сравнению с отдельными усилителями, ни особой мощности, по сравнению со звуковыми картами. Но все же это и самый дешевый участник в тесте, главное достоинства которого, внешний вид, и дополнительный маломощный выход на АС.

Нужен ли отдельный усилитель для наушников? Этот вопрос мучаем многих начинающих любителей High-End звука, и, наверное, вас. Если зайти на форумы, посвящённые наушникам, то многие завсегдатаи будут настаивать на том, что усилитель для наушников жизненно необходим, что звук с ним всегда становится лучше, и более того, нужен не только усилитель, но и отдельный для достижения наилучшего качества звучания.

Но на практике, когда дело касается бытовых наушников, пусть и дорогих, усилитель, скорее всего, вам не понадобится.

Усилитель нужен тогда, и только тогда, когда исходящая мощность источника звука меньше, чем рекомендуемая для конкретной модели наушников.

То, что нужно знать о параметрах наушников для определения необходимости в усилители


У вас есть наушники, которые вы недавно купили, или давно, но вы хотите убедится, что вам не нужен усилитель. Подключите их к тому источнику, который обычно используете, теперь начните понемногу увеличивать громкость воспроизведения музыки. Если вам ещё далеко до 100%, но уже становится слишком громко, чтобы продолжать длительное прослушивание музыки, поздравляю, усилитель вам не нужен.

Работа усилителя заключается в том, чтобы дать достаточно мощности наушникам, чтобы они вышли на проектную мощность своей работы, т.е. обеспечивали расчётную и достаточную громкость.

Но если вы значительно увеличили громкость, а её уровень всё ещё не достиг того, что вам тяжело слушать музыку, значит, боюсь, вам нужен отдельный усилитель.

Есть три причины того, что наушники не выдают высокий уровень громкости:

  1. У вас повреждён слух и даже громкий звук кажется вам нормальным
  2. Ваши наушники сломаны
  3. Источник звука не обеспечивает достаточной мощности, чтобы наушники зазвучали в полную силу

Первая проблема не устранима, на сегодня нет медицинских способов вернуть слух, это грустно, но раз мы не можем помочь, то пропустим этот пункт.

Второй пункт, конечно, тоже останется без нашего внимания, вам нужно либо отремонтировать, либо купить новые наушники.

А вот третий пункт – наша тема и именно про усилитель мы поговорим ниже.

Теперь ещё немного скуки, однако, она необходима. Найдите технические спецификации вашей модели наушников, а конкретнее нас интересует два параметра: сопротивление и чувствительность.

Сопротивление покажет нам какие внутреннее сопротивление имеют наушники, т.е. к какому сопротивлению должен быть приспособлен посылать сигнал источник звука.

Чувствительность нам покажет какую громкость способны развить наушники, если на них подать сигнал мощностью 1 милливатт.

Эти значения нам нужны для того, чтобы понять какой усилитель полностью удовлетворит требования наушников, а какой будет слабоват для них.

В интернете есть несколько калькуляторов, которые, если использовать эти два значения, смогут подсчитать мощность, которой должен обладать усилитель для того, чтобы раскрыть весь потенциал ваших наушников.

Электричество и водопровод


Для того, чтобы наушники работали так, как нужно, они должны в каждый момент времени получать достаточный электрический сигнал. Если сигнал будет недостаточным, наушники будут продолжать работать, но с заметным искажением звука.

Для того, чтобы на простом примере объяснить, как это работает представьте водопроводную трубу, где вольтаж будем представлять, как давление воды, а сопротивление как диаметр трубы. Эта аналогия, конечно, не абсолютно точная, но для первоначального представления подойдёт хорошо.

Итак, вам надо прокачать определённое количество воды по трубе, для этого нужно, чтобы либо у трубы был больший диаметр при неизменном давлении, либо более высокое давление при неизменном диаметре. Точно также происходит с наушниками.

Но только в случае с наушниками ток должен быть постоянно, в каждый момент времени для того, чтобы точно управлять движением драйвера. Воду можно подождать, пока она наберется нужного количества, а электричество ждать нельзя, иначе начнутся заметные искажения в звуке.

Именно для этого нужен усилитель, он, используя собственный источник энергии (в нашей аналогии это резервуар) помогает достичь электрическому сигналу необходимых параметров, чтобы в должной мере обеспечить их питанием для нормальной работы.

Немного математики


Вы знаете, что такое децибел (dB)? Ничего страшного, если не знаете. Децибел – это единица измерения громкости. Важно тут понять, что шкала измерения громкости не алгоритмическая, а логарифмическая. Это значит, что увеличение громкости на 10 dB требует 10-ти кратного увеличения мощности подаваемого сигнала. Например, громкость в 100 dB требует в 10 раз больше мощности сигнала, чем громкость в 90 dB и в 100 раз больше, чем громкость 80 dB.

Наш орган слуха воспринимает громкость чуть иначе, так увеличение громкости на 10 dB мы воспринимаем как в 2 раза более громкий звук. Например, громкость в 70 dB для нас звучит в 2 раза громче, чем 60 dB и в 4 раза громче, чем 50 dB. Это непривычно, но, если задаться целью, вы быстро освоитесь с логарифмической шкалой.

Для вычислений можно выбрать базовой громкостью значение 85 dB, потому что это довольно громко, но при этом недостаточно громко, чтобы было возможно повредить слух краткосрочным прослушиванием звука с такой громкостью.

Чуть выше я предложил вам узнать значение чувствительности ваших наушников и это н случайно. Это значение покажет нам как громко будут звучать наушники если подать на них сигнал мощностью один милливат.

Обычно, если мы говорим о наушниках, которые предназначены для прослушивания музыки, это значение довольно громкое и слушать на таком уровне музыку я не советую, т.к. можно безвозвратно повредить слух. Но это значение поможет нам произвести необходимые подсчёты для того, чтобы понять нужен нам усилитель или нет.

Для вычислений будем использовать закон Ома .

Для того, чтобы увеличить громкость на 10 dB нам нужно подать на наушники в 10 раз более мощный сигнал. Верно и обратное, чтобы уменьшить уровень громкости, нам нужно уменьшить мощность сигнала в 10 раз.

Но как сюда вписывается напряжение?

Для расчётов будем использовать следующую формулу: Voltage(Vrms)=√

И не забудьте, что все расчёты для наушников ведутся в милливаттах, поэтому не забудьте разделить указанную мощность на 1000 перед вычислениями.

Хорошо, теперь давайте разберём пару примеров, чтобы вам было более понятно, как происходит расчёт.

Наушники 1 . Имеют сопротивление 300 Ом и чувствительность 85dB/mW. Это значит, что для того, чтобы звучать на уровне 85 dB нужно подать ток мощностью 1mW с напряжением 0.55Vrms. Однако, чтобы увеличить громкость на 10 dB нам уже понадобиться сигнал с параметрами 10 mW и 1,73 Vrms. Это достаточно высокие параметры и обычный телефон с этим никак не справится. В этом случае отдельный усилитель нам необходим.

Наушники 2 . Имеют сопротивление 32 Ом и чувствительность 105dB/mW. Для того, чтобы они достигли уровня громкости 85 dB нужен сигнал с параметрами 0.01mW и 0.02Vrms, что легко достижимо силами обычного телефона. Поэтому таким наушникам отдельный усилитель не нужен, они могут звучать с максимальной громкостью даже будучи подключенными к обычному телефону.

Современный мир не мыслим без музыки, поэтому она окружает нас практически везде. Довольно распространённая картина, когда в общественном транспорте большинство пассажиров слушают музыку в наушниках. Но, к сожалению, качество звучания в них зачастую бывает не на высоте. Поэтому всё чаще люди, выбирая наушники, вспоминают и про усилитель для наушников .

Что же такое усилитель?

История усилителей началась в 1904 году, когда американец Ли де Форест после усовершенствования вакуумного диода Д.А.Флеминга, собрал первый прибор. Дальнейшее развитие технологий и изобретение в 1984 году транзистора способствовало тому, что сегодня существует множество усилителей разных типов. Их классификация (их несколько) напрямую связана с тем, как обрабатывается входящий сигнал, со схемами, которые используются, чтобы согласовать выходной каскад с нагрузкой и с типом активных элементов, которые используются в составе усилителя. Этот прибор выполняет сразу несколько задач: передаёт без искажений полученный сигнал от аудиосистемы и усиливает его.

    Выделяют 3 основных класса усилителей для наушников.
  1. Класс «А». Приборы этого класса обладают лучшей линейностью усиления и полным отсутствием любых искажений входящего сигнала. Но КПД у них очень низкий – всего 10-20%, поэтому такие усилители считаются неэкономичными и быстро нагреваются в процессе работы. Но, не смотря на это, усилитель класса А для наушников сегодня считается лучшим.
  2. Класс «В». Сюда относятся устройства, звук которых усиливается только во время полупериода прохода звукового сигнала. В этом случае КПД возрастает до 60-70%.
  3. Класс «АВ» — это своего рода промежуточное звено между предыдущими двумя классами. Искажение сигнала в этом усилителе снижаетсятся благодаря его начальному смещению, а КПД равно 40-55%.

Сегодня популярность усилителей для наушников растёт, так как даже самые новые смартфоны и планшеты не могут обеспечить высокое качество звукового сигнала.

Выполняет две задачи: обеспечивает необходимую громкость и качество . При использовании встроенного в обычную бытовую технику усиления, может недоставать и громкости и качества. В то же время, не все усилители, что справляются с громкостью, способны донести музыку с подобающим качеством или в первозданном виде.

По используемым компонентам усилители можно разделить на ламповые, транзисторные и гибридные.

Ламповые усилители в большинстве случаев обладают теплым и комфортным звучанием. Особый шарм этим усилителям дают лампы, светящиеся в темноте. При выборе лампового усилителя обратите внимание на следующий момент, если лампы используются снаружи корпуса и ничем не прикрыты, то усилитель не должен располагаться в тех местах, где до него могут добраться дети или домашние животные. Лампы у таких усилителей горячие и сам усилитель должен находиться в хорошо вентилируемом месте. Усилители, лампы которых находятся внутри корпуса, не так эффектно выглядят, но зато их можно использовать везде.

Транзисторные усилители зачастую воспроизводят звук очень точно и четко, без какого-либо вкусового окраса. Также, в отличии от ламповых усилителей, транзисторные усилители хорошо работают с низкоомными наушниками. Транзисторные усилители зачастую более компактны и потребляют меньше энергии.

Гибридные усилители — это усилители, использующие как транзисторы, так и лампы. Такие усилители объединяют в себе все преимущества и недостатки транзисторного и лампового усиления. Как правило, такие усилители хороши для низкоомных наушников, где лампа дает мягкость звучания, а транзистор дает мощность, необходимую для низкоомных наушников.

В большинстве случаев усилитель проектируется под определенный тип наушников, одни работают с низкочувствительными «тугими» наушниками, а другие, наоборот, с высокочувствительными. Именно с тем типом наушников, под который разрабатывался усилитель, звучание будет наиболее полноценное и комфортное. Излишняя мощность у усилителя в данном случае большого преимущества не имеет.

Чаще всего транзисторные усилители рассчитаны на низкоомные наушники, а ламповые на высокоомные.

Наверняка почти каждый из нас знает или хотя бы слышал про аудио усилители. Однако когда речь заходит о таких устройствах, как «усилитель для наушников», то многие теряются. Давайте попробуем вместе разобраться, что же это за специфические усилители.

Самый главный вопрос, который возникает – зачем нужен такой усилитель. Ведь почти на любом устройстве, будь то магнитола, плеер, или звуковая карта, есть выход для подключения наушников.

Если немного покопаться в интернете, то можно найти много статей о внешних усилителях. Обычно все сводится к тому, что использование внешнего усилителя улучшает качества звука.

Напрашивается вывод, что параметры встроенных усилителей оставляют желать лучшего.

Тогда возникает вопрос: «Почему аудио сигнал, проходя через «плохой» усилитель, а далее через «хороший», улучшается. Ведь по логике, если встроенный усилитель добавляет искажения, то внешний должен их только усилить.

Самый главный вопрос, который возникает – зачем нужен усилитель для наушников.

Давайте разбираться в этом.

Если провести обмеры встроенных усилителей на холостом ходу (без нагрузки), то можно убедиться, что в целом параметры встроенных усилителей не плохие. Но картина серьезно меняется, когда к выходу усилителя подключены наушники. Параметры резко ухудшаются. Обычно это происходит из-за плохого согласования низкоомной нагрузки (наушников) и усилителя.

Не удивительно, что это приводит к серьезному ухудшению качество звука.

Если используются высокоомные наушники, то ситуация становится чуть лучше. Но в таком случае встроенным усилителям обычно не хватает запаса по напряжению, чтобы получить приемлемую громкость в наушниках.




Теперь рассмотрим ситуацию, когда к выходу для наушников подключен внешний усилитель для наушников. Сразу надо отметить, что входное сопротивление внешнего усилителя большое, обычно не менее 20 кОм. Работа на такую высокоомную нагрузку не представляет для встроенного усилителя особых трудностей.

Она похожа на работу без нагрузки (достигаются максимально возможные характеристики для данного устройства). В этом случае, внутренний усилитель легко отрабатывает все, что должен без лишних искажений. А всю остальную работу берет на себя специализированный усилитель, который для этого и создан.




На одном из форумов встречал интересное сравнение, что слушать наушники без внешнего усилителя – все равно, что смотреть телевизор без антенны. Рациональное зерно в этом утверждении действительно есть.

Ну а лично для меня использование усилителя по ощущениям было сродни переходу от встроенной к хорошей звуковой карте. В знакомых композициях появились детали, которых до этого не было слышно. Больше всего меня поразило, что это преображение произошло с обычными недорогими наушниками, которые я использовал уже несколько лет и даже не подозревал, что они могут так играть.

Получается, что внешний усилитель помогает раскрыть потенциал аудио устройства и услышать на что действительно способны наушники.

Поэтому если представится возможность, то советую попробовать хороший внешний усилитель для наушников.

Уверен, что не разочаруетесь.

До скорых встреч.
Денис Вершинин

Загрузка...
Top